Л-16
Тип «Л» XIII серии
фотография:
ПЛ Л-16 типа "Л" XIII серии. ТОФ. 25.09.1942г.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы".
историческая справка:
1935 год 5 ноября командиры:
1. Чабаненко А.Т. (11.1937-31.03.1938) вероятно, требует уточнения дополнительная информация:
1. Фотография памятника экипажу ПЛ Л-16 список источников:
1. Широкорад А. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018
Заложена на заводе №198 в г.Николаев;
1936 год
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на Дальзаводе (завод №202) в г.Владивосток была произведена её сборка;
1936 год 9 июля (9 декабря?)
Спущена на воду;
1938 год июнь
Планировалась к наименованию "Блюхеровец";
1938 год 9 декабря
Вступила в строй;
1938 год 10 декабря
Вошла в состав ТОФ. Зачислена в 43-й ДиПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток (бухта Золотой Рог);
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);
1941 год 24 октября
Перечислена в состав 3-го ОДнПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ. Переведена для базирования в бухту Тарья (пос.Лахтактный);
1942 год сентябрь
Госкомитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет переброски части кораблей с Тихого океана.
Уже 20 сентября вызвали командиров нескольких лодок и сообщили им о перебазировании сводного дивизиона лодок на Север.
Был утвержден маршрут через Тихий океан и Атлантику, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор, Сан-Франциско,
Панамский канал, Галифакс, Розайт, Полярное. Для перехода отобрали новые ПЛ первой бригады: С-51,
С-54, С-55, С-56 и две ПЛ Л-15 и Л-16
из 3-го отдельного дивизиона;
1942 год 25 сентября
Вышла из Петропавловска-Камчатского вместе с Л-15. Поскольку переход проходил через районы военных действий, лодки несли
на корме громадные линкоровские флаги, чтоб не стать случайной жертвой торпед американской или японской субмарины. Обе лодки
благополучно достигли Датч-Харбора и начали готовиться к переходу в Сан-Франциско. Американские морские специалисты рекомендовали
советским подводникам идти в сопровождении двух своих эсминцев. Однако советские командиры решили идти самостоятельно, но тогда
американцы потребовали, чтобы лодки придерживались установленных для них курсов, не отклонялись от маршрута более чем на 15 миль,
а в предусмотренных точках сообщали о себе по радио международным, то есть открытым, кодом;
1942 год 5 октября
Обе ПЛ вышли из Датч-Харбора. Шли в надводном положении со скоростью 11-12 узлов, головной была Л-16;
1942 год 11 октября
Утро 11 октября было ясным, океан спокойным, видимость отличной, до Сан-Франциско оставалось около 820 миль. И вдруг вахтенные
Л-15 увидели, как над впереди идущей лодкой взметнулся столб воды и дыма, и услышали мощный, сдвоенный взрыв.
Выскочивший на мостик командир успел заметить, что Л-16 с дифферентом около 45 градусов на корму стремительно
уходит в воду. Через полминуты там, где она только что была, плавали мелкие деревянные обломки и расплывались маслянистые пятна
солярки... Вместе с кораблем на дно океана ушел весь экипаж - 56 человек. Командир Л-15 продолжил переход, но
теперь сохранял радиомолчание и поэтому смог доложить о случившемся только 16 октября, после того как Л-15
отшвартовалась в Сан-Франциско. Согласно отчета командира Л-15 кап.-л-та Комарова: "...Погода стояла хорошая,
видимость полная, море — один балл. ПЛ шли строем кильватера Д 3 кбл., ход 8 узлов. ПЛ "Л-16" шла головной... В 11 час. 15 мин.
(22 час. 15 мин. московское время ) в точке ш=45°41' N (по данным бывшего главного штурмана ВМФ контр-адмирала в отставке Зубкова
Р.А. - 46°41' N), д=138°56' W ПЛ "Л-16" была торпедирована с подводной лодки и утоплена со всем личным составом...
По ней выпущено две торпеды, предполагаю, торпеды попали в кормовые отсеки, ибо ПЛ погрузилась с дифферентом на корму 45°,
затонула через 25—30 секунд. Принял решение уклониться — оторваться от ПЛ "Л-16" ходом 15 узлов. Отходя противолодочным зигзагом…
в 11 час. 15 мин — 11 час. 17 мин. на расстоянии 7-8 кбл. от точки гибели ПЛ "Л-16" за масляным пятном обнаружили два перископа,
по которым открыл огонь из 45-мм орудия. Выпустил 5 снарядов, ПЛ погрузилась, прекратил огонь... Через одну минуту после того,
как погрузилась ПЛ "Л-16", слышал два глухих подводных взрыва — считаю, взорвались батареи";
Версии гибели:
В годы "холодной войны" получила широкое распространение "американская версия" гибели ПЛ Л-16: Взбешенные коварным нападением японцев 7 декабря 1941 г.
на военно-морскую базу США в Перл-Харборе, американцы не очень церемонились с противником, а при такой манере воевать ошибки становятся неизбежными. Командир Л-15
Комаров вспоминал, что после прихода в Сан-Франциско "докладывал тов. Ломакину (советский консул - автор), что Л-16 потоплена одной из американских подводных
лодок типа S, базировавшихся на Датч-Харборе. "Будучи там, имел возможность осмотреть одну из них. 4 октября за 24 часа до нашего выхода американская S-31 вышла в
море с неизвестным заданием. Силуэт подводной лодки, которая всплыла и открыла огонь по нам после потопления Л-16, был похож на рубку, виденную в Датч-Харборе...
В Гуантанамо один из американских офицеров сказал мне, что американская подводная лодка потопила Л-16 по ошибке, не зная о ее проходе". Однако поддерживавшие и
"творчески развивавшие" ее официальные советские авторы не смогли привести никаких серьезных доказательств, что Л-16 была потоплена именно S-31.
В результате накопилось достаточно много источников, которые вводят в заблуждение недостоверным описанием того что, тогда произошло.
Вместе с тем, уже в том же 1942 году были получены подтверждения того, что Л-16 стала жертвой японских подводников. Так, 30 декабря 1942 года президент США Франклин Д.
Рузвельт направил председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину телеграмму, в котором говорилось следующее: "Я обратил внимание на радиосообщение из Токио о том, что 12 октября в
Тихом океане японская подводная лодка потопила подводную лодку союзной нации. Вероятно, это сообщение касается Вашей подводной лодки Л-16, потопленной противником 11 октября в то
время, когда она находилась на пути в Соединенные Штаты с Аляски, и я посылаю Вам выражение сожаления по поводу потери Вашего корабля и его доблестной команды и выражаю мою высокую
оценку вклада, который вносит в дело союзников также Ваш доблестный Военно-Морской Флот в дополнение к героическим победам Вашей армии". По сообщению Морского Министерства США,
широковещательной радиостанцией Токио в 13.00 27.12.42, на японском языке, и в 7.00 28.12.42, на английском языке, были переданы следующие сообщения: а) "Наша подводная лодка,
оперирующая у западного побережья США, добилась исключительных успехов, уничтожив подводную лодку противника. Потопив два транспорта по 10 000 тонн, подлодка на рассвете 12 октября
обнаружила две большие лодки противника, следовавшие, по-видимому, в Сан-Франциско. С дистанции нескольких сот метров наша подлодка выпустила одну торпеду, вслед за тем был услышан
взрыв, а через перископ можно было видеть, как одна подводная лодка противника тонула и другая уходила от нас". б) "Мы получили сообщение о наличии подлодок противника. Немедленно
погрузились и вскоре обнаружили две большие подлодки. Наш командир с небольшой дистанции выпустил торпеду, и через перископ было видно, как одна из подлодок после сильного взрыва
затонула, а другая, немедленно отвернув, открыла безуспешный артиллерийский огонь".
Из-за путаницы в различных источниках и фантазии некоторых авторов, в более ранних описаниях
гибели ПЛ присутствовали и торпеды, которые якобы видел экипаж, и то, что жертвой японских подводников с I-25 стала американская ПЛ "Грунион" и т.п. Сейчас официальная позиция исторической
группы при Главном штабе ВМФ России основывается на "японской версии" гибели ПЛ Л-16. Можно с уверенностью говорить о том, что ПЛ Л-16 стала жертвой
торпедной атаки японской подводной лодки I-25 под командованием Мейдзи Тагами. I-25 практически в упор произвела успешный выстрел своей единственной оставшейся
торпедой. Сейчас сложно сказать, разглядел ли японский командир советский флаг или не разглядел, но в своем докладе он указал, что произвел атаку американской ПЛ;
1963 год 30 июля
В Петропавловске-Камчатском открыт памятник экипажу "Л-16" со словами "ИМЕНИ ИХ НЕ ЗАБУДЕМ ГИБЕЛИ ИХ НЕ ПРОСТИМ". В гарнизоне, из которого в сентябре
1942 года ушла в последний поход Л-16, есть улица, которая названа именем ее командира. На фасаде средней школы № 2 вывешена мемориальная доска;
1966 год 24 июля
В п.Рыбачий (с 16.10.1968 - г.Вилючинск) в сквере Музея Боевой славы сооружен памятный знак – рубка дизельной подводной лодки типа "Л" XI серии с надписью
"Л-16". В большинстве источников указывается, что это ограждение рубки ПЛ Б-10, но скорее всего это ограждение рубки ПЛ Б-11;
1996 год 28 июля
В День Военно-Морского флота на площади Героев-подводников был открыт Мемориал памяти героев-подводников в виде рубки лодки с надписью «Л-16» и плитами с именами подводников,
погибших при выполнении боевых задач как в годы Великой Отечественной, так и «холодной» войн. Проект Мемориала был разработан архитектором Гапоновым В. и скульптором Соловьевым А.;
2017 год 8 июля
Принято решение реставрировать мемориал, так как старый корпус ограждения подводной лодки требует серьезного обновления. Рубка была демонтирована и после реставрации установлена на прежнее место ко Дню ВМФ;
2017 год
По данным на середину года еще не была обнаружена.
2. Федотов М.В. (07.05.1938-29.10.1939)
3. Лопатко Д.И. (29.10.1939-27.09.1941)
4. Гусаров Д.Ф (1941-11.10.1942)
2. Список погибших 11.10.1942
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "ТАйфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Боечин И. "Прерванный переход" (http://nvo.ng.ru/history/2000-05-19/5_interrupted.html)
8. Информация с сайта http://www.viluchinsk.kamchatka.ru
9. Боженко П.В. "Подводники тихоокеанцы в боях с противником (1941-1945 г.г.)
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.